74 года Прощания с товарищами?

Мицини Майнхоф

Небольшое предисловие:

Наступил Юбилей Победы. Как сказал бы Славой Жижек: «Это повод глубоко задуматься!». Я долго размышлял над тем, нужно ли мне писать этот текст. В конце концов, пришел к выводам, что надо. Политические потрясения последнего времени подсказывают нам, фашизм не умер в 45 году, а вполне себе еще живой. До этого он спал. В наши же дни начал просыпаться. Есть риск того, что постсоветское пространство может превратиться в гигантское коричневое пятно на карте планета Земля.

Целью статьи является выяснить, во что трансформируется Память о 9 мае и как сегодняшний политический режим использует ее для построения национальной идентичности.

Подтолкнула окончательно к созданию данной статьи один человек. Выражаю свою благодарность Лилит. Без нее эти строки не увидели бы свет.

Ритуальная память

Не я единственный кому пришло в голову осмыслить этот важный праздник для постсоветских стран. (http://openleft.ru/?p=5911) Что я могу принести нового в эти размышления? Новые мысли касаемо «Памяти» о Второй Мировой Войне.[1] Предполагаю, что большинство из вас верят утверждению об общей Памяти, которая объединяет постсоветских людей. К сожалению, мне придется вас огорчить. Она как раз, наоборот, с каждым годом разъединяет нас. Немного позже я обосную, почему это так. А пока преступим к короткому экскурсу в теорию Ритуала.

Ритуал это символическое действие, которое не носит практический характер (но в нем есть своя рациональность). За Культами, ритуалами, обрядами и любыми мифами  всегда прячется социальная реальность.

Главные функции Ритуала:

  • 1) оживлять коллективные чувства
  • 2) усиливать социальную сплоченность
  • 3) заставить почувствовать свою принадлежность к обществу[2]

«В любом празднике, особенно связанном с историческими датами, помимо сакраментального начала всегда есть элемент идеологии».[3]

«Направленный на интеграцию всего населения СССР в единый советский народ, миф войны создавал общих врагов и общих героев, однако каждая национальная республика и каждый советский этнос творили свой малый миф, гармонически дополняющий это колоссальное идеологическое построение».[4] (В этой цитате объясняется то, о чем я говорил несколькими строками выше). Память у всех своя. Так было уже в советское время. С распадом же СССР процесс лишь многократно ускорился.

И все же есть один Ритуал, который сохранился одинаковым у бывших советских республик. Думаю, вы догадываетесь, о чем пойдет речь. Правильно, естественно о Параде Победы. Единственный Ритуал, который делают все.

Он настолько сакрален, что любое малейшее изменение в нем спровоцирует сильнейшее сопротивление и отторжение.

Когда наше правительство сообщило о том, что парад перенесут на 7 мая из-за поездки экс-президента Атамбаева в Москву, общественность была этим сильно возмущена.(https://bit.ly/2WtnVtQ). Ветераны тоже этому не обрадовались. (https://bit.ly/2Jrn2OT).

Негодование было таким мощным, что нашим власть имущим пришлось послушаться и подчинится желанию граждан. (https://bit.ly/2JlhkxU). Даже националисты поддерживали строгий порядок проведения парада (ритуала):

«Благодаря таким скафнерам как я, Парад победы как и должно быть пройдет 9 мая. Всегда нужно бороться за справедливость и не молчать когда его пытаются растоптать. Я рад что я не один, и что мы уже сила с которой считаются власти, потому что правда на нашей стороне. Мне лишь жалко людей, которые просят меня не писать, но я не могу не писать, я немного по другому устроен.

Стоит ли вообще проводить парад на 70 летний юбилей Победы, если его можно перенести из-за одного человека? Нам важна память о людях, которые завоевали эту победу или масштабы и место проведения какого-то мероприятия??? Правильные ли у человека приоритеты и ценности? Парад должен пройти 9 мая, без разницы с президентом или без него». (М. К)[5]

Негативная реакция, последовавшая с перенесением памятной даты, быть может, говорит нам о том, что из-за этого разрушается иллюзия принадлежности к Истории (вспомним выражение «Мы Наследники Победы»). Есть такая потребность у людей поместить свое существование в рамки определенного повествования, которая показывает их место в некоторой исторической тенденции. (Все хотят знать ответ на вопрос «кто мы такие?») Вдобавок исчезает коллективная чувственность. (Возвращается отчуждение)

На войне Ритуал был создан для того, чтобы поднять боевой дух солдат. (http://ru.sputnik.kg/video/20141107/1013333860.html) В тот период это было оправдано. Сейчас он продолжается по инерции и с целью укрепить легитимность действующего политического режима.

Кто-то уже высказывал нечто схожее с моими мыслями. (http://kgcode.akipress.org/unews/un_post:1318). Правда, мы с ней все равно во многом расходимся.

Помимо старых, рождаются на наших глазах новые Ритуалы. Например, объединение традиционных кыргызских игр с Культом Победы. (https://bit.ly/2LpHIcE).

Утилизация Культурной и Политической памяти

Начнем как обычно с теории: «Память, полагает Беньямин, не обеспечивает нам непосредственного или привилегированного доступа к прошлому; но она в первую очередь и прежде всего творческий процесс, выносящий на поверхность образ из прошлого, мелкие детали которого срабатывают в виде «невольной памяти». Такой сугубо личный опыт для Беньямина при этом всегда связан с присвоением и интерпретацией исторического прошлого, или, другими словами, с воображаемой жизнью личной памяти, которая проходит в тех сферах, которые мы теперь описываем как культурную память.

Мы ясно увидели, что и для Беньямина, и для Варбурга исторический смысл — продукт скорее символических процессов. Так как прошлое выживает не в фактах, но только в символах и — каждый раз — внутри нашего собственного исторического воображения, любая интерпретация прошлого должна опираться на символические формы».[6] (Довольно верно подмечено про символические формы).

Яркий пример утилизации символов это всеми обожаемые ленточки Победы.

Тут уже наш вариант утилизации:

«Лента Победы — алая (красная) ленточка, посередине которой проходят две полосы желтого (золотистого) цвета. Красный цвет олицетворяет символ доблести, смелости и победы, желтый — мир и спокойствие».

В проекте используются цвета Государственного флага Кыргызстана.[7]

«Официальный символ Победы в Кыргызстане — красно — желтая лента, под стать нашему флагу, а не черно — желтая, георгиевская. Нам, потомкам, все же следует уважать память о наших предках». (Так сейчас пишут наши Национал-Либералы. Некоторые из них даже на аватарку ставят новую ленточку).[8]

Еще один любопытный перл: «Порадовали наши КЫРГЫЗСКИЕ ленты по колору национального флага взамен георгиевским, русским и фашистским изолентам».[9](Он посчитал не нужным написать Кыргызстанские. Решил оставить именно Кыргызские).

О чем это говорит нам? О том, что растет влияние Национализма. Есть в этом горькая ирония жизни, учитывая, что 9 мая должен быть по идее интернациональным праздником.

Происходят такие процессы вследствие ситуации на Украине. Крым также подлил масло в огонь. Фактически это дает Карт-Бланш националистам всех мастей.

Что касается Украины, их пропагандисты тоже не отстают в утилизации памяти. Советую взглянуть вам на это видео. (https://www.youtube.com/watch?v=eQk6UupEJuA). Они очень грамотно связали прошлую войну и гражданскую идущую сейчас.

Видимо, агитка сделана настолько великолепно, что половина анархистов не смогла противостоять против скромного обаяния патриотизма: «Забавно, что ролики к 9-му Мая от Министерства Обороны многие товарищи воспринимают как какой-то запредельно крутой троллинг. Нет, это не троллинг.
Это нормальная, добротная, качественная патриотическая агитка.

Просто мы до такой степени отвыкли от того, что патриотическая агитация может быть качественной, что ищем какой-то подвох и скрытую издевку. Дескать, хорошо пошутить — это да, это ещё у нас умеют, но вот патриотизм может быть лишь пошло-вырвиглазным, или фальшиво-слезодавильным.

А вот нет. Скрытая издевка тут, конечно есть, но она, что называется, в глазу смотрящего. Если забыть киселевщину, забыть все предрассудки про «бандеровскую хунту», получим просто трогательное, но не пошлое видео про войну и преемственность поколений. И при этом честное.

Вот если бы я был патриотом и был бы заинтересован в построении национального мифа — я бы хотел, чтобы он строился именно так».[10] Высказывания из серии: «Я конечно не патриот, но…».

Наши местные не сильно уступают другим режимам постсовка. Логотип сделали к 70-летию Победы. (https://www.youtube.com/watch?v=IzZrMxIndbw). Забавный такой вышел палимпсест.[11] Государственная символика, красная звезда, ленточка…

«Если всю предыдущую историю главным аргументом была сила оружия, то в новую эпоху на первый план выходит борьба за общественное сознание, т.е. за трактовку и коллективное понимание образов прошлого».[12]

Нарратив Победы все постсовковое пространство переделывает каждое государство под себя для конструирования новой коллективной национальной идентичности.

Я уже описывал, что творится у наших соседей. Однако пока не упоминал еще Россию. Пора заполнить этот пробел. Правда, сразу хочу предупредить вас, что детального разбора российского контекста не ждите. Буду вести речь о том, в каком состоянии находится российский нарратив и наш. В чем мы кардинально отличаемся друг от друга?

Во-первых, в России идет полным ходом массовая приватизация 9 мая, причем не в переносном смысле, а в БУКВАЛЬНОМ. Абсолютно все компании, так или иначе, используют День Победы для увеличения продаж. Только ленивый не попытался воспользоваться цветами георгиевской ленты. Один автор придумал довольно остроумную фразу, которая говорит сама за себя: «Спасибо деду за бренд». (http://tjournal.ru/p/victorybrand).

Такой масштабной коммерциализации в Бишкеке нету.

Во-вторых, к моему удивлению российский нарратив иногда дает сбой. На плакатах посвященных юбилею победы изображены не советские солдаты. А совсем другие. Либо американские, либо немецкие. Почему такие грубые ошибки возникают? Что это значит? Спланированный саботаж или банальная халтура? Скорее всего, второе. (https://bbc.in/2JeRdbQ).

Не слышал пока что про такие ляпы здесь в нашем городе.

В-третьих, российский нарратив о Победе, худо бедно, но, тем не менее, завершен.

Кыргызстанский нарратив наоборот не собран. В него стараются впихнуть как-нибудь Манаса, Ислам, Тенгрианство и самое главное националистическую интерпретацию Уркуна (трагическое восстание 1916 года). (http://www.blive.kg/video:301758/).

«Политическая и культурная память опосредованы: чтобы стать памятью, им требуется перевоплощение. Оба формата покоятся на крепких опорах символов и материальных репрезентаций. И политическая, и культурная память стремятся (успешность этих стремлений здесь не важна) к долговечности».[13]

Как я уже говорил выше, в наших условиях перевоплощение нарратива не завершено до конца. Перенастройка различных медиа-каналов займет достаточно много времени. Говоря о различных медиа-каналах, я подразумеваю под этим массовое образование (другие учебники по истории), кинематограф (новые фильмы), СМИ и тому подобное. Иными словами социальные институты общества.

«О человеке можно сказать, что он разделил, но никак не обрел воспоминания другого».[14]

В этой цитате замечательно объяснен принцип работы культурной и политической памяти. Нам не достать «живой памяти», несмотря на то, что участники той страшной войны пока живы. Знаете почему? Это банально никому не нужно и не выгодно с политической точки зрения. На этом национальную мифологию не построишь.

«Живую память» необходимо утилизировать через институты. Трансформировать ее в холодную монолитную Память (культурную и политическую) для национального нарратива.

«Политическая и культурная формы памяти предназначены для межпоколенческой коммуникации, к которой привлечены не только библиотеки, музеи и памятники, но и разные способы обучения и повторяющиеся поводы совместного участия».[15]

Если кратко, основная задача холодной памяти поддерживать жизнь национальных мифов.

«Тем не менее, именно для плодотворного осмысления «сложного» прошлого важна демифологизация национальной памяти».[16]

Архиважный вывод:

«Когда идентичность становится сомнительной, повышается ценность памяти».[17]

Послесловие:

Хочу поделиться с вами мыслями одного человека. Он тоже написал в свое время текст о ВОВ.

Отрывки из его статьи:

«Люди совершают революции или заканчивают войны, не думая о том, что даты их станут затем праздниками.

Не важно, за что мы боролись — важно, что мы победили. “МЫ ПОБЕДИЛИ — ЗНАЧИТ, МЫ ВЕЛИКИЕ!”. Но мы — это кто? Пересмотреть можно было Ленина, Сталина, но не ПОБЕДУ. Победа — священна.

Революция породила советский народ и советскую Победу, а не “патриотизм”. Она была Метафизическим Смыслом Победы. Уничтожив же сегодня Революцию, мы тем самым Смысл заменили на Историю. Но Истории без Смысла не бывает. Без Смысла История разбухает, как труп.

Можно, конечно, назвать это смердящее разбухание “величием”, “патриотизмом”, но патриотизм — это миф. “Патриотизм” — остатки великих идей, но не сами идеи. Никого и никогда “патриотизм” в чистом виде не вдохновлял.

В отличие от социалистического, интернационального государства национальное видит свою идею не в будущем, но в прошлом. САМО ПРОШЛОЕ СТАНОВИТСЯ ЕГО БУДУЩИМ, ЕГО НОВЫМ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЕКТОМ».[18]

Первоначально текст был опубликован на сайте Photodrift.

[1] Выбрал именно такой вариант специально, так как в советском версии слишком много «патриотизма» в плохом смысле этого слова. Такое выражение более нейтральное и менее эмоционально заряженное.

[2] Ритуал в теории Дюркгейма.

[3] Цитата взята из этой статьи http://magazines.russ.ru/znamia/2000/6/forum3.html

[4] Этот отрывок взят из этой статьи http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/gri24.html

[5] Орфография автора и все остальное не редактировалось мной.

[6] Взято из этой статьи http://gefter.ru/archive/10342

[7] Инфографика с этого сайта http://ru.sputnik.kg/infographics/20150408/1015015035.html

[8] Можете сами в этом убедиться https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10207002117639754&set=a.1576581822822.74760.1483891976&type=1&source=11

[9] Взято из поста в facebook Ю.Б

[10] Пост из facebook А.В. Цитата осталась без изменений.

[11] Рукопись на пергаменте (реже папирусе) поверх смытого или соскобленного текста. В данном контексте под этим понятием, я говорю о палимпсесте Памяти. То есть использую это слово как метафору.

[12] Отрывок взят из этой статьи http://gefter.ru/archive/12244

[13] Цитата оттуда http://gefter.ru/archive/11839

[14] Взято там же. Источник указан в 13 сноске.

[15] Там же, что в сносках 13 и 14.

[16] Цитату одолжил там http://gefter.ru/archive/14635

[17] Известный американский историк Аллан Мегилл точно обозначил это явление современной культурной жизни как «мемориальную манию» и даже постулировал правило: «когда идентичность становится сомнительной, повышается ценность памяти». Мегилл. 2007. С. 138.

[18] Источник http://magazines.russ.ru/znamia/2000/6/forum3.html